Чем обернется для России дистанционная продажа лекарств


В России впервые оштрафованы доставщики незарегистрированных лекарств из интернет-магазинов. «Проверочная закупка» Росздравнадзора позволила задержать курьеров и организаторов нелегальной продажи и найти места хранения контрафакта. Положить конец бесконтрольной торговле в сети должен принятый в первом чтении законопроект об онлайн торговле лекарствами. Главное, чтобы в своей финальной версии это был документ, регулирующий дистанционную аптечную розницу, а не легализующий сомнительные интеренет-аптеки, говорят эксперты.


Операция «проверочная закупка»


Росздравнадзор сообщил о «предотвращении обращения контрафактных лекарственных средств, реализуемых через интернет» в ходе совместной операции с Истринским ОЭБиПК. Специалисты ведомства провели экспертизу доставленных курьером лекарств прямо в момент приобретения товара, что позволило правоохранителям задержать курьеров и организаторов нелегальной продажи и найти места хранения контрафакта. «Проверочные закупки» касались незарегистрированных в России «OTESALY BTXA» и «NEURONOX» (используются в косметологии). В соответствии с ч.1 ст. 6.33 КоАП РФ, нарушители оштрафованы на 35 тысяч рублей.


«По статистике, более 60% лекарственных препаратов, покупаемых на неофициальных сайтах производителей или поставщиков в сети интернет, оказываются контрафактными. Росздравнадзор призывает граждан бдительно относиться к своему здоровью и не пользоваться данной услугой – рассказала   руководитель пресс-службы ведомства Ольга Малева».


Рынок или «развал»?


На сегодняшний день в нашей стране никто не имеет права оформлять покупки лекарств через интернет и осуществлять их доставку, а сайты-нарушители должны блокироваться в досудебном порядке. Тем не менее, в Рунете функционирует множество нелегальных интернет-аптек, объем торговли которых оценить невозможно. «Дистанционная торговля лекарствами в России полностью запрещена, но ведь никто не мониторирует с этой точки зрения интернет-пространство, – отмечает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. – Многие интернет-аптеки, у которых на сайте вы не найдете ничего, кроме телефона (ни адреса, ни номера лицензии), продолжают продажу и доставку лекарств».


Кто именно и в каких условиях осуществляет эту доставку, тоже большой вопрос. «Курьер (чаще всего это студент или пенсионер) отдает принесенные коробочки и берет деньги. Ни о каких рецептах речь не идет, так же, как и о соблюдении холодовой цепи и других требованиях доставки», – говорит эксперт рынка, к.фарм.н. Орест Ибрагимов.  


Положить конец бесконтрольной торговли в сети и защитить людей от подделок должен закон, регулирующий онлайн торговлю лекарствами. Такой документ – разработанные Минздравом поправки в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» – 13 декабря приняли в первом чтении депутаты Госдумы. Суть документа заключается в легализации отпуска аптечными организациями безрецептурных лекарств через интернет и запрете дистанционной продажи рецептурных препаратов. Детали должен прописать Минздрав в своих подзаконных актах.  


Дьявол кроется в деталях


Идея легализации дистанционной торговли лекарствами не нова, и с ней согласны практически все участники фармрынка. По словам Неволиной, «этот законопроект хорош именно тем, что разрешает такую торговлю только аптекам, работающим законно на основании лицензии». При этом, главный вопрос заключается в том, как должен выглядеть итоговый документ. По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьевой, профессиональное сообщество с самого начала выступало за необходимость регулирования интернет-торговли лекарственными препаратами, но выделять ее в отдельный рынок не правильно.


Более того, сегодня инициативу перехватило лобби, далекое от профессионального здравоохранения, считают эксперты. По словам Игнатьевой, «вызывает беспокойство тот факт, что сегодня представители интернет-торговли, которые не имеют никакого отношения к фармацевтической деятельности», настаивают уже на необходимости продавать рецептурные, а также спиртосодержащие и психотропные препараты, хотя еще год назад говорили, что для начала будет вполне достаточно безрецептурных препаратов.


Не определено пока законом и то, кто сможет доставлять лекарства – обыкновенный курьер или фармацевт, который сможет проконсультировать покупателя на месте. «Такие переломные вещи должны внедряться очень осторожно, начиная с пилотных проектов, – уверена эксперт. – Любые неосторожные шаги в интернете могут привезти к краху существующей системы качества лекарственных препаратов, открыв ворота на рынок для контрафакта».


Аптека на колесах


Основной упор в законопроекте сделан на запрет дистанционного отпуска рецептурных лекарств. Но участники рынка считают этот вопрос в большей степени техническим. По мнению исполнительного директора Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилии Титовой, вполне логично начинать с безрецептурных препаратов. «Как только механизм с ОТС-препаратами (безрецептурные, ОТС-drugs — out the corner drugs) будет отработан, можно будет переходить на новый, более серьезный уровень – интернет-продажу рецептурных препаратов. Для ее легализации потребуется больше усилий и правовой подготовки: электронный рецепт, не формально оформленный в виде скана, а с электронной подписью, а также необходимость доставки заказа специалистом», – считает Титова.


Пока в стране не введен в обращение электронный рецепт, контролировать рецептурный отпуск будет невозможно, считает Игнатьева. Но самое главное «при любых вариантах принятия закона, включая какой-либо вариант рецептурных препаратов в последующем, доставку должны осуществлять только фармацевтические специалисты, и на том транспортом средстве, которое обеспечивает все правила хранения лекарств, и которое возможно будет контролировать», считает эксперт. По ее словам, доставка лекарств – это, по сути, аптека на колесах, которая должна обеспечить их правильное хранение.


По мнению же Неволиной, ограничение для рецептурных лекарств (за исключением препаратов строго учета) и вовсе не очень обосновано, поскольку людям, которые не могут прийти по какой-то причине в аптеку, зачастую нужны именно рецептурные препараты. «И уж если разрешать дистанционную продажу, то, наверное, есть смысл делать это для любых препаратов», – уверена она. Главное – обеспечить при этом безопасность. В тех странах, где разрешена дистанционная реализация лекарств, речь идет не об интернет-продаже в полном смысле этого слова, а больше о доставке препаратов домой или на работу, уточняет Неволина. При этом, существуют очень жесткие требования к упаковке и к оформлению заказа, чтобы не было ошибки в наименовании, дозировке.


Передел рынка?


Еще один вопрос, который волнует аптечное сообщество – сколько посетителей аптек может уйти в онлайн. По мнению Игнатьевой, если часть лекарств перейдет к новым участникам фармрынка (интернет-агрегаторам), тогда у аптек может сократиться оборот. И это затронет не только их интересы, но и интересы пациентов. Что же касается доступности, то, по мнению Игнатьевой, дистанционная продажа не сделает лекарства более дешевыми – на их стоимости отразятся все затраты, связанные с доставкой. Так что говорить можно лишь о «физической доступности» для людей, которые по разным причинам не могут добраться до аптеки.


Ибрагимов считает, что значимость дистанционной продажи лекарств, по крайней мере, на ближайшую перспективу, несколько преувеличена. «Традиционно российский пациент настроен на то, чтобы приобретать лекарства в аптеке, ведь часто речь идет еще и о выборе наиболее подходящего препарата. Не секрет, что сегодня это решение на 75% формируется не в медучреждении, а уже в аптеке. Постойте полчаса возле прилавка и посчитайте, сколько человек попросило у провизора что-то «от живота» или «от горла». Даже приходя с рецептом, многие советуются по поводу замены выписанного лекарства на другое, возможно более дешевое. Заказывают лекарства обычно хронические больные, которые принимают свои препараты постоянно».


С другой стороны, интернет-торговля как таковая, развита преимущественно в мегаполисах, но они уже пересыщены розничным звеном аптечной сети, и особого смысла обращаться к интернет-доставке у людей нет, считает Ибрагимов. А то, что этот сервис будет доступен для жителей удаленных районов, маловероятно. «Кто туда поедет, как будет оплачиваться стоимость доставки? Эти нюансы требуют отдельной проработки. Но если окажется, что большинство граждан не будет получать никаких преимуществ, то в чем тогда смысл этого проекта? Да, будет дополнительный сервис в крупных городах, но это не стоит того внимания, которое сейчас уделяют этому закону», – говорит Ибрагимов.


Не уверены эксперты и в том, что новый закон, дав больше свободы законопослушным аптекам, позволит избавиться от нелегалов. Все равно контролирующим органам придется пресекать такие каналы продаж, потому что лекарства неизвестного происхождения всегда будут более привлекательными по цене, чем приобретенные легальным путем у официального дистрибьютора, считает Неволина. «Для потребителя очень часто основным критерием является цена, и пока это так, нелегальные аптеки никуда не денутся. Избавиться от этого удастся лишь тогда, когда будет внедрена маркировка всех без исключения лекарств», – говорит она.