Обучение не способно повысить интеллект. Простите, отличники
Эксперименты по повышению уровня интеллекта путем тренировок и выполнения различных упражнений ведутся уже давно. Однако пока ученым так и не удалось доказать, что обучение может сделать человека «умнее».
Например, еще в 1982 году исследователи достигли поразительных результатов при тренировке памяти студента-добровольца, участвующего в эксперименте. После 44 недель тренировок ученик улучшил свои способности к запоминанию цифр с 7 знаков подряд до 82. Однако эта замечательная способность числами и ограничилась: молодой человек не смог научиться лучше обычного запоминать ничего другого.
После этого эксперимента предпринимались многочисленные попытки выяснить, как влияет на интеллект обучение музыке, шахматам, а также тренировки по решению головоломок, разгадыванию кроссвордов и т.д.
Тема когнитивного обучения по-прежнему очень противоречива, и ученые выражают противоположные взгляды на его эффективность. После каждого эксперимента, в котором сообщается о положительных результатах воздействия каких-либо занятий на интеллект, исследователи демонстрирует энтузиазм. Однако гораздо меньше внимания уделяется тем экспериментам, результаты которых не показывают никаких преимуществ в этой области. Это явление довольно распространено во многих областях социальных наук, и часто дает предвзятое представление о конкретной области исследований. Вот почему систематические обзоры исследований имеют важное значение для исключения риска предвзятости.
Музыка не улучшает ничего, кроме музыкальных способностей
В новой статье, опубликованной в Current Directions in Psychological Science, ученые обобщили данные нескольких программ когнитивной тренировки. Исследования показали, что обучение музыке дает возможность запоминать любой музыкальный материал. Примечательно, что профессиональные музыканты демонстрируют превосходную память, даже когда музыкальный материал лишен смысла (последовательность случайных нот).
Однако нет свидетельств того, что обучение музыке оказывает реальное влияние на какие-либо навыки вне музыки. Например, оно не влияет на общие показатели интеллекта, по сравнению с контрольными группами. Оно не оказывает влияния на способность к обработке информации, пространственное воображение, когнитивные способности и, соответственно, академические достижения. Эти результаты были недавно подтверждены независимыми исследователями.
Шахматы не делают умнее
В области шахмат ученые зафиксировали такую же картину, как и в случае с обучением музыке. Выдающаяся способность запоминать шахматные позиции у всех профессиональных шахматистов известна давно. Однако обучение шахматам, по-видимому, оказывает лишь небольшое влияние на познавательные и академические навыки. Более того, оказалось, что ни в одном исследовании влияния шахмат на другие способности человека ученые не использовали контрольную группу, и это свидетельствует о том, что результаты были в основном обусловлены эффектом плацебо.
Тренировка памяти не улучшает интеллект
Аналогичные результаты наблюдались в области тренировки рабочей памяти. Рабочая память – это когнитивная система, связанная с кратковременной памятью, в которой хранится и используется информация, необходимая для решения сложных когнитивных задач. Люди, которые проходили обучение с целью улучшить свою рабочую память, демонстрировали значительное улучшение показателей в тех задачах, которые требовали ее использования. Однако они не показали никаких улучшений работы в других областях, требующих способностей к анализу или когнитивному контролю. Эти результаты были подтверждены в трех независимых метаанализах исследований детей, взрослых и испытуемых без ограничения возрастных групп.
Видеоигры не делают умнее
Обучение видеоиграм также не позволяет улучшить когнитивную функцию. В недавнем метаанализе, который опубликован в Psychological Bulletin, ученые показали, что любители видеоигр превосходят участников эксперимента, не являющихся игроками, по целому ряду игровых когнитивных задач. Однако, когда не-игроки проходят предварительные тренировки в видеоиграх, то их результаты перестают отличаться от результатов любителей видеоигр. Это говорит о том, что любители видеоигр могут просто лучше справляться с этими задачами, поскольку имеют больше тренировки в этой области.
Головоломки не повышают интеллект
Другая группа ученых недавно провела систематический обзор общих программ обучения мозга, которые включали головоломки, задачи и интеллектуальные упражнения. Оказалось, что систематическое решение головоломок и постоянное улучшение результатов в этой области никак не отражаются на способностях участников эксперимента в других областях.
Проблема с неправильной интерпретацией
Глобальная проблема в области исследования когнитивного обучения заключается в том, что улучшение производительности в обособленных областях часто рассматривается как доказательство общего когнитивного улучшения. Это обычная ошибка. Чтобы предоставить убедительные доказательства, необходимо изучить влияние учебных программ на «скрытые когнитивные конструкции» — процессы, лежащие в основе производительности.
Например, рабочая память является когнитивной конструкцией и может быть измерена путем сбора данных, таких как числовые ряды. Но если тренировка оказывает реальное влияние на когнитивное умение, то должно наблюдаться влияние таких тренировок на множество разных задач, а не только на один-единственный тренируемый навык. К сожалению, чаще всего этого эффекта не наблюдается. Это означает, что на сегодняшний день программы когнитивных тренировок даже не обязательно стимулируют те когнитивные функции, которые предполагается задействовать в решаемой задаче. Большая часть таких программ просто учит выполнять одну и ту же функцию лучше и быстрее.
Этот вывод говорит о том, что пока не существует тренировочных программ, которые могли бы повысить наш интеллект, то есть когнитивные способности во всех областях. Но ученые не теряют надежды на разработку универсальной методики, которая бы помогала путем длительных тренировок делать человека умнее.