Почему не любят поликлиники


Комитет гражданских инициатив и Левада-Центр опубликовали результаты исследования уровня коррупции в учреждениях социальной сферы – детских садах, школах вузах, поликлиниках и больницах. В числе «лидеров» по взяткам оказались медучреждения. Более 40% граждан полагают, что коррупция распространена в больницах, а 36% опрошенных придерживаются такого мнения относительно поликлиник.


«Лишь 25% респондентов говорят о душевном отношении к работе в поликлиниках и только 24% считают, что там преобладает индивидуальный подход. Дисциплина также представляется не такой сильной: только 60% опрошенных считают ее достаточно строгой. Наконец, компьютерное оснащение является достаточным по мнению лишь 53% респондентов. Репутация поликлиник является самой низкой среди всех учреждений: только половина (49%) респондентов считает ее хорошей», — отмечается в докладе КГИ.


Говоря о недостатках, опрошенные, прежде всего, отмечают «формализм» врачей. Однако обвиняют в нем не столько самих докторов, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм вместо осмотра больного и беседы с ним.


«Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, т.е. в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», — сообщают авторы доклада.


При этом качество платной медицины оценивается намного выше, но при этом позволить себе эти медицинские услуги могут далеко не все опрошенные.


«Россияне в целом недовольны тем, как сегодня устроена и работает система здравоохранения и медицинской помощи. Они недовольны разделением на медпомощь по ОМС и ДМС или по разовой оплате. При этом считается, что лучшие силы, лучшие ресурсы ушли в платную медицину», — отмечают исследователи.


«Сфера платной медицины считается свободной от коррупции, от «подарков» врачам. (Считается, что если врач из районной поликлиники работает и в платной, то там он работает лучше). Уровень медицинского обслуживания считается там образцовым. Но это мнения людей, которые, как правило, не могут пользоваться платными услугами. Обслуживание в обычных районных и городских поликлиниках и клиниках вызывает многочисленные нарекания», — заключают эксперты Комитета гражданских инициатив.


Ранее сообщалось, что число потребителей платных медицинских услуг в России возросло до 50%. Однако причиной резкого роста доли коммерческих услуг социологи считают не рост благосостояния пациентов, а недоступность бесплатной медицины. При этом, по данным Росстата, годовой объем платных медицинских услуг достиг 528 миллиардов рублей. Расходы на медицинскую помощь занимают шестое место в списке повседневных затрат россиян. Расходы на медуслуги, как и цены на них, увеличиваются год от года. Рекордный рост прибылей в этом секторе рынка приводит и к увеличению числа частных клиник: согласно отчету, рост числа амбулаторно-поликлинических организаций в стране происходит в основном за счет коммерческих учреждений.