Что делать при бессоннице

Не делайте из совы жаворонка

Нам все время говорят, что засыпать обязательно надо не позже 12 часов ночи, так и гормонов больше полезных организмом вырабатывается, и высыпаешься лучше. Мол, все превращайтесь в жаворонков — и будет вам счастье.

— Это, пожалуй, самый распространенный миф о сне, — говорит зав. отделением медицины сна Центра оториноларингологии ФМБА Александр Мельников. — Выработка гормонов зависит не от времени, когда вы засыпаете, а от прохождения необходимых стадий сна. Людям утреннего типа, у нас их называют жаворонками, действительно лучше засыпать пораньше. А людям вечернего типа — совам — вредно ложиться рано. У них еще не наступил пик секреции мелатонина в тот момент, когда это необходимо. Засыпать можно и в два ночи, если в итоге вы наберете необходимые для сна 7 — 9 часов. Спите в темноте с плотно зашторенными окнами. Это вполне приемлемо. Также систематически засыпать и просыпаться в одно и то же время — плюс-минус полчаса.

И кстати, сов в популяции больше, чем жаворонков!

— Переделка совы в жаворонка возможна, но это жесточайшая ломка со смутными перспективами, — считает руководитель сомнологического центра Александр Пальман. — Это чревато большими проблемами для здоровья. Изменить хронотип можно скорее у так называемых промежуточных людей — есть такие полужаворонки-полусовы.

Когда ко мне приходят люди и говорят: «Доктор, я раньше двух ночи заснуть не в состоянии. И раньше 10 — 11 утра я не человек, регулярно опаздываю на работу. У меня постоянные конфликты с начальством. Что мне делать?», я говорю: «Поменяйте работу на ту, куда можно приходить позднее». Это в данном случае действительно самый лучший выход. Кстати, сейчас многие работодатели готовы идти навстречу сотрудникам: пусть приходят когда угодно, лишь бы с задачами справлялись.